Артур Зеленый: «Если еда позиционируется как здоровая, она должна быть здоровой!»

С 2015 года рынок готовой еды по подписке ежегодно прирастал на фантастические 50-70%. Однако сегодня, впервые, этот рынок, если и покажет рост, то символические 1-2%. В качестве причин аналитики называют миграцию части клиентов после начала СВО; блокировку некоторых зарубежных соцсетей, а также продуктовую инфляцию. О перспективах рынка готовой еды, его консолидации, возможных разорениях фудтех-проектов, потенциальных инвестициях и точках роста мы поговорили с Артуром Зеленым, основателем и президентом холдинга Performance Group (бренды Level Kitchen, My Food, Performance Food).

— Пандемия коронавируса ускорила развитие рынка доставки еды, потому что кафе и рестораны закрылись, а люди оказались на удаленке. Однако сегодня тренд поменялся – многие люди экономят, поэтому готовят сами. Видите ли вы такие изменения?

А. Зеленый: Сегодня наш рынок не растет теми темпами, что пару лет назад. Многие небольшие производители готовой еды впервые столкнулись с серьезной конкуренцией за клиента. Кто-то стал снижать качество, чтобы «вытянуть» себестоимость, кто-то – уменьшать порции. Нам, конечно, проще – мы самая крупная компания на этом рынке, поэтому можем себе позволить сохранять цены и качество на прежнем уровне. Наш рынок шесть-семь лет жил в тепличных условиях, теперь для многих настало время показать характер и все свои таланты, чтобы выжить. Но консолидация рынка неизбежна: часть компаний закроется, а часть выживет и станет сильнее. Я верю в то, что за готовой едой с доставкой будущее. Люди будут меньше готовить, это мировой тренд. Я даже допускаю, что в крупнейших городах подавляющее число жителей перестанет регулярно готовить уже в ближайшие годы.

— За последние пару лет ваш клиент поменялся?

А. Зеленый:  Разумеется. В процентном соотношении становится меньше спортсменов и худеющих – еще три-четыре года назад это были наши основные клиенты. Причина проста – растет количество клиентов, которым не хочется готовить, а еда с доставкой не настолько дорога, чтобы, готовя самостоятельно, что-то сэкономить. Можно сказать, что это один из лайфхаков последних лет – живешь на даче в 50 километрах от Москвы, а тебе бесплатно один раз в два дня привозят свежую здоровую еду, которая не дороже еды из ближайшего магазина. Для многих это выход из положения, когда альтернатива – здоровая еда или полуфабрикаты с кучей пищевых добавок и консервантов за те же деньги. Наша категория будет расти именно за счет таких клиентов.

— Ожидаете ли вы появления новых игроков на рынке рационов?

А. Зеленый: Если говорить о появлении «с нуля» — создании компании, строительстве заводов, развитии под это IT, клиентских сервисов и так далее, то не уверен. Проще и лучше входить в капитал существующих игроков, у которых накоплен огромный опыт в массовом производстве здоровой и вкусной еды. А это может быть интересно крупнейшим ритейлерам, вроде Х5, «Ленты» или «Магнита». Сегодня для таких инвестиций идеальное время.

— С начала года по стране пронеслась целая серия отравлений. Пострадали клиенты в Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и других городах. После этого прошли прокурорские проверки и проверки по линии Роспотребнадзора. Как вы к этому относитесь?

А. Зеленый: Любые проверки не страшны тем, кто соблюдает стандарты. А отравления, на мой взгляд, в большинстве случаев вызваны сознательным занижением качества – купить что-то подешевле, увеличить срок хранения и так далее. По этой причине, мы производим все на собственных комбинатах из того, что сами закупаем, и на производстве, которым самостоятельно управляем. Если еда позиционируется как здоровая, она должна быть здоровой. Все, точка!

— Недавно вы открыли новое производство в Казани. Планируете ли расширяться по России?

А. Зеленый: Казань для нас станет производственным хабом, который будет обслуживать несколько крупных поволжских городов. Мой принцип состоит в том, чтобы производить еду только на собственных комбинатах. Поэтому «раскатка» по России для нас сопряжена с серьезными инвестициями в производственную базу. Но, думаю, экспансию внутри страны мы продолжим и в следующем году. Это один из способов наращивания выручки в перспективе. Да, регионы растут не так быстро, но зато достаточно стабильно.

— На чем еще, на ваш взгляд, можно увеличивать выручку в вашем сегменте фудтеха?

А. Зеленый: Если компания обладает собственными комбинатами и большой экспертизой в производстве свежей еды, то для нее не составляет большого труда быстро запускать различные форматы ее продажи. Сейчас мы продаем еду по подписке, но можем ее продавать через розницу, вендинг и так далее. В запуске различных форматов также большой потенциал для роста выручки. Тем более, что IT позволяет все эти форматы увязать между собой перекрестными скидками и офферами.

— Недавно вы запустили бюджетную линейку «Просто» в сервисе My Food – готовая еда на месяц менее чем за 10 тысяч рублей. На кого она рассчитана и какие результаты продаж?

А. Зеленый: Это и есть один из лайфхаков для многих горожан – завтрак, обед и ужин каждый день дешевле 10 тысяч в месяц. Причем, это действительно вкусная еда «из-под ножа». Видимо, информация об этом распространяется сама собой. Люди пробуют, рассказывают другим. Да, там для нас невысокая маржинальность, но она компенсируется бурным ростом клиентской базы. Часть клиентов потом переходит на другие линейки, примерно, как покупатели бюджетной модели авто через несколько лет меняют машину на более мощную и комфортную. Такое предложение позволяет нашему сервису быстрее войти в массмаркет без дополнительных рекламных затрат. И даже забрать какую-то часть клиентов других сервисов. Для нас это успешный опыт, будем его развивать.

Источник: Tech.msbinfo.ru

Заполните заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время




    Я даю свое согласие на обработку персональных данных